Tuesday, November 24, 2009

centifolia Леонид Мартынов Pars I

Леонид Мартынов (Цит. по Стихотворениям и поэмам. Л., 1986 БП.)

  1. Торговцы тенью.
    Мы знаем цену каждому мгновенью.
    Платить за всё придет однажды срок.
    Я както раз пробрался на Восток.
    Там, между прочим, есть торговцы тенью.
    Они располагаются под сенью
    Больших деревьев около дорог,
    А чаще — в нишах. И за вход в мирок,
    Наполненный прохладою и ленью,
    Берут пятак. Заплатишь и лежишь...
    «Не ешь кишмиш и не кури гашиш,
    А тень купи! Она дешевле дыни
    Здесь в городе, — торговец мне шептал. —
    Но понимаешь: весь свой капитал
    Отдашь ты за нее среди пустыни!»

    1925


  2. Корреспондент
  3. Подсолнух (Вы ночевали на цветочных клумбах?)
  4. Пленный швед
  5. Пиретрум
    Всю страсть, которая имелась,
    И всех своих желаний зрелость —
    Он отдал Вам. А где их целость?
    Вы точно черная монашка.
    ...Так черноморская ромашка
    Качается под знойным ветром,
    А получается
    Пиретрум!

    1948


  6. В чем убедишь ты стареющих...
  7. Август
    Я помню
    Сдержанную наглость,
    Когда, потупив смутный взор,
    В свои права вступил он, Август,
    Всему и всем наперекор.

    И говорит:
    «Я был Июлем!»
    Он был Июлем, говорит.
    Идет он к полным меда ульям,
    Багряный лист в венце горит...
    Он был Июлем, говорит!

    А, может быть, он был и Маем,
    Плясал, пастушек веселя,
    И утверждал, что стала раем
    Давным-давно уже Земля.

    Быть может!.. Но прекрасно знаем:
    Став Декабрем, он волчьим стаям
    Оставил голые поля,
    Под серебристым горностаем
    Бич леденистый шевеля.

    И лишь тогда,
    Во время стужи,
    Оледенившей нам уста,
    Мы вспомнили:
    «О, почему же
    Не различили мы спроста,
    Что там,
    В листве еще густейшей
    Среди дворцов и базилик,
    Возник
    Вот этот августейший
    Надменный лик?!»
  8. Что делается
    В механике,
    И в химии,
    И в биологии, —
    Об этом знают лишь избранники,
    Но, в общем, пользуются многие:
    Излечиваются хворости,
    Впустую сила мышц не тратится...

    Но где-то на пределах скорости,
    Где бешана частиц сумятица,
    Ворочается зверь искусственный;
    Ворчит, себе добычи ищет он,
    Зверь механический, безчувственный,
    Детально вымерен и высчитан.

    Чтоб не пожрал он ваши домики
    Со всеми вашими надеждами,
    Остерегайтесь быть невеждами
    В политике
    И в экономике!

    1958



Еще бывает:

  1. вхожу я в железные храмы/оттуда я шлю телеграммы (Путешественник)
  2. Я понял!
    И ясней и резче
    Жизнь обозначилась моя,
    И удивительные вещи
    Вокруг себя увидел я. (дальше не интересно)
  3. В эту душную ночь
    Я беседовал с богом.
    Говорили, казалось, не очень о многом.
  4. Они лежали на панели/ и вдруг они осатанели.
  5. И вдруг/ Раздался треск яйца,/ И мы увидели птенца:/ Он ростом был не больше пули,/ Которая осталась в дуле/ Оружья, брошенного в поле...

No comments: